«Мы не старые пердуны в ондатровых шапках»
Николай Картозия
«ПрофМедиа ТВ»
«Раньше мы давали ответы. Теперь решаем задачи»
Илья Сегалович
«Яндекс»
«Моя задача, как у кошки на заборе – не упасть ни в ту, в другую сторону»
Алексей Синельников
«Мой район»
30 марта 2017 г.
новости интервью публикации новости компаний анонсы сми

RSS 2.0
Читать в Яндекс.Ленте


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

публикации

14.03.2013

«Найдите себе другую работу»

Банкротство «Эксперт-ТВ» оставило сотрудников без надежды на выплаты долгов.

Телевизионный проект медиахолдинга «Эксперт» прекратил существование и объявил себя банкротом. Запущенный в разгар кризиса, «Эксперт-ТВ» с самого начала испытывал финансовые трудности. Сотрудники канала уже не первый год жалуются на огромные долги компании перед коллективом. 13 марта руководство холдинга заявило, что не может обещать выплаты денег, а 14 марта журналисты опубликовали открытое письмо с заявлением о том, что «положительный» имидж главы холдинга Валерия Фадеева «несовместим с таким пренебрежительным отношением к своим сотрудникам».

В декабре 2008 года медиахолдинг «Эксперт» запустил свой первый цифровой проект — телеканал «Эксперт-ТВ». Анонсировался он громко: сообщалось, что это будет первый в стране деловой и новостной канал, вещающий в формате HD, то есть высокой четкости (Первый канал, заметим, перешел на дорогостоящее вещание высокой четкости только в декабре 2012 года). Одновременно канал вещал и в стандартном формате, что, как сообщалось, давало ему дополнительные конкурентные преимущества.

«Эксперт-ТВ» задумывался, в первую очередь, как деловой круглосуточный канал — «полноценный информационный ресурс, состоящий из российских, международных и региональных новостей и высококачественной аналитики». Большая часть программ «Эксперт-ТВ» действительно была ориентирована на деловую аудиторию и рассказывала о перспективах развития рынка, инвестиционных проектах и экономических тенденциях, карьере крупных бизнесменов и финансистов. Были в эфирной сетке и общественно-политические аналитические проекты — например, программа «Угол зрения» с публицистом Александром Приваловым или передача «Журналистский клуб», которую вел сам глава медиахолдинга и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Телеканал организовал даже образовательный проект для молодежи — «Федеральную лигу дебатов», где молодые люди должны были учиться вести дискуссии на самые различные темы.

О политической ситуации в стране на телеканале говорили относительно спокойно — например, в программах «Магистральный тупик» и «Демократия» (последняя была запущена в феврале 2012 года самим Фадеевым в целях «поиска компромисса между властью и оппозицией»). По словам сотрудников, руководство холдинга, несмотря на приближенность к правящим кругам, не вмешивалось в редакционную политику и не навязывало определенной точки зрения на происходящее в стране. Теперь же некоторые журналисты в шутку поговаривают, что, может, и зря на канале не было «заказухи» — тогда его было бы не так просто закрыть.

Несмотря на то что редакция «Эксперт-ТВ», очевидно, пыталась создавать контент, интересный разным категориям зрителей, и даже дважды получила премию «Большая цифра» в номинации «Лучший российский информационный канал», ни один проект телеканала за эти годы не стал по-настоящему ярким и заметным. Выпуски политических программ на актуальные темы (той же «Демократии») набирали на YouTube несколько сотен просмотров, не говоря уже об отсутствии резонанса в СМИ и блогах.

Однако за несколько лет существования у канала, безусловно, появилась своя небольшая лояльная аудитория. В феврале—апреле 2012 года, по данным TNS Russia, накопленный охват «Эксперт-ТВ» (количество людей, смотревших канал хотя бы одну минуту и хотя бы один раз за отчетный период) достиг 7,9 миллиона человек старше 4 лет. Для сравнения, накопленный охват аудитории РБК-ТВ — его главного конкурента и крупнейшего делового канала в России — в период с января по март 2012 года составлял около 32 миллионов зрителей, а накопленный охват «Дождя», запущенного в апреле 2010 года, сравнялся с показателями «Эксперт-ТВ» к марту 2012-го.

Сам по себе деловой сегмент СМИ обычно привлекает рекламодателей, ориентирующихся на образованную аудиторию с высокими доходами. Однако рекламные доходы «Эксперт-ТВ», по признанию руководства холдинга, были невелики. Впрочем, финансовые трудности сопровождали канал с самого начала. «Эксперт-ТВ» запустился в разгар экономического кризиса, особенно сильно сказавшегося на СМИ, и уже через месяц, в январе 2009 года, руководство канала объявило о сложностях с финансированием и поиске новых инвесторов. К осени 2009 года холдингу удалось продать около 20 процентов своих акций банку «Глобэкс», дочерней структуре государственного ВЭБа. Затем была совершена допэмиссия, и каналу удалось продержаться на плаву еще некоторое время. Однако в августе 2012 года «Глобэкс» почти вдвое сократил свою долю в холдинге «Эксперт». А уже в конце осени сотрудникам снова перестали выплачивать зарплаты.

Впрочем, история эта была для телеканала (да и, по слухам, для печатных изданий холдинга) привычная. Зарплаты сотрудникам задерживали с самого момента запуска и, даже несмотря на найденных инвесторов в виде ВЭБа и обещания все заплатить, многим долги не вернули до сих пор. Летом 2012 года дизайнер Александр Коротич, придумавший оформление канала, публично обвинил руководство холдинга «Эксперт» — Валерия Фадеева, Татьяну Гурову и Александра Привалова — в жульничестве. По словам Коротича, за дизайн канала ему задолжали 600 тысяч рублей. После того как руководство отказалось решать с ним вопрос долга дипломатическим путем, он пошел в суд и выиграл его, но обнаружил, что получить с компании свои деньги уже не может.

Дело в том, что в январе 2012 года телеканал «Эксперт-ТВ» сменил юридическое лицо — с ООО «Эксперт-ТВ» на ООО «Компания Эксперт-ТВ». Таким образом, все выигранные иски оказались адресованы уже не существующей компании. В подобной ситуации оказались и многие другие сотрудники телеканала, причем долги некоторым из них достигали размера годового оклада. По словам Фадеева, смена юридического лица была произведена в рамках реструктуризации холдинга. Рассказать поподробнее об этой реструктуризации в комментарии «Ленте.ру» он отказался, как отказался назвать и размер долга компании.

В последний раз журналистам «Эксперт-ТВ» платили в середине января — четверть заработной платы за ноябрь 2012 года. Но, по словам сотрудников, телеканал должен не только им, но и большинству своих контрагентов, да так, что теперь в офисе за неуплату арендной платы грозят просто отключить свет. Впрочем, свет там уже мало кому понадобится, поскольку в начале марта телеканал перестал транслировать новости и свежие выпуски программ, а 12 марта и вовсе прекратил вещание, в том числе и в интернете. В итоге с сайта телеканала пропали все результаты четырехлетней работы, хотя часть записей все еще можно найти на странице «Эксперт-ТВ» на YouTube.

В тот же день, 12 марта, руководство «Эксперт-ТВ» подало заявление о банкротстве в Высший арбитражный суд. А вечером 13 марта Валерий Фадеев встретился с журналистами «Эксперт-ТВ», чтобы поговорить с ними о судьбе канала и о долгах компании (корреспондент «Ленты.ру» присутствовал на этом собрании). Фадеев объявил сотрудникам о введении в скором времени внешнего наблюдения и о том, что с момента появления внешнего наблюдателя компания прекращает выплаты по долгам (текст этого выступления, кстати, уже доступен на фейсбуке).

По словам Фадеева, причина неудачи заключалась в том, что расходы телеканала существенно превышали его доходы, хотя с точки зрения затрат «Эксперт-ТВ» был «самым эффективным каналом в России». Фадеев объяснил, что проект был тяжелым с самого начала, поскольку запускался во время кризиса, а его руководство «переоценило то, как будет развиваться рынок». Что же касается выплат долгов сотрудникам, то особое внимание собравшихся Фадеев обратил на то, что их заранее предупреждали, что проект тяжелый. «Уйдите с этого рискованного места работы, найдите себе другую работу. Многие подтвердят, что это было сказано много раз», — заметил Фадеев.

После вступительного слова генеральный директор отвечал на вопросы сотрудников, которых, естественно, больше всего волновал вопрос выплаты заработной платы. После нескольких уклончивых ответов о том, что холдинг ставит выплату заработной платы своей первоочередной задачей и попробует, несмотря на заявку о банкротстве, начать продавать оборудование и мебель, а также найти другие, неназванные источники для возмещения долгов, Валерий Фадеев все-таки признал, что пообещать ничего не может и не берет на себя обязательств по возвращению денег. Отчаявшиеся журналисты, явно слышавшие многие из этих фраз уже не впервые (хотя раньше им все-таки еще обещали вернуть деньги), в итоге предложили Фадееву обратиться за помощью чуть ли не к Путину, доверенным лицом которого является журналист.

Валерий Фадеев, понятно, на такую просьбу ответил только удивленным взглядом, а вот журналисты телеканала на следующий день опубликовали открытое письмо, пообещав направить его в том числе в Государственную Думу и администрацию президента. Обращения в Государственную инспекцию труда, суды и прокуратуру, по их словам, плодов не принесли, и потому они решили использовать в качестве орудия имидж Фадеева: «Мы считаем, что положительный имидж Фадеева как политика и общественного деятеля несовместим с таким пренебрежительным отношением к своим сотрудникам, таким же журналистам, как и он». В своих блогах журналисты также обещают опубликовать в ближайшее время много «жирной информации» о своем начальнике.

В медиасреде восприняли новость о закрытии телеканала «Эксперт-ТВ» и скандале с долгами сотрудникам неоднозначно. Одни сочувствуют обманутым журналистам, другие считают, что те должны были понимать, за что брались и на кого работали. Третьи отмечают, что в этой истории нет ничего удивительного, поскольку Фадеев «известный обманщик». А гендиректор РБК-ТВ Александр Любимов прямо заявил, что телеканалом занимались «непрофессиональные управленцы», которым не стоило и связываться с телевидением.

Сами журналисты «Эксперт-ТВ» на все вопросы о том, почему они оставались на канале, отвечают, что у них был слишком хороший коллектив и непосредственное начальство, к тому же они долго верили обещаниям Фадеева и уповали на репутацию холдинга «Эксперт». Сотрудники настаивают на том, что канал был хороший, а очередные путаные объяснения начальства они воспринимают со здоровым юмором. К примеру, так, как в этом ролике:

Впрочем, руководству холдинга «Эксперт» надо отдать должное: как и сотрудники телеканала, они долго не ставили крест на проекте, который был трудноподъемным с самого начала. Они не отказались от убыточного проекта сразу, как это произошло, например, с «Коммерсантъ-ТВ», который был закрыт новым руководством «Ъ» за экономическую неэффективность (это вызвало претензии у многих представителей медиасообщества — дескать, как можно закрывать канал, который не просуществовал и года и просто физически не мог выйти на окупаемость). Руководство «Эксперта», по его собственным уверениям, бросало все средства холдинга на развитие телевидения, искало инвесторов, сокращало другие траты. Однако тот факт, что среди жертв, принесенных ради провалившегося в итоге телевизионного проекта, оказались и сами сотрудники канала, все-таки говорит о непрофессионализме руководства холдинга куда больше, чем неудовлетворительные финансовые показатели «Эксперт-ТВ».

Елизавета Сурганова, Лента.ру



подписка на новости

Ваш e-mail:
 


© MediaAtlas
При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на MediaAtlas.ru обязательна